Дата создания МДОУ № 22 - 25 декабря 1963 года.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 22" (Росток)

Иркутская область, город Свирск, ул.Транспортная 70

Телефон

8-901-667-01-16

8-950-064-31-46

Эл. почта detsck.sad22@yandex.ru

Государственные услуги
Соцопрос "Удовлетворённость системой образования "
Проведение анкетирования получателей услуг в рамках проведения независимой оценки качества условий осуществления деятельности организациями образования
Ссылка на профилактику социального сиротства

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад №22" 

Адрес: Иркутская область,город Свирск,ул.Транспортная 70
Телефон: 8-901-667-01-16
Эл. почта: detsck.sad22@yandex.ru

Для здоровья детей

Утренняя гимнастика

 «Утренняя гимнастика – заряд бодрости и настроения на весь день!"

День ребёнка  должен начинаться с утренней гимнастики. Гимнастика укрепляет мышцы, вырабатывает хорошую осанку, улучшает дыхание и кровообращение, стимулирует работу внутренних органов, усиливается обмен веществ. У детей регулярно занимающихся утренней зарядкой значительно лучше сопротивляемость к болезням, то есть крепче иммунитет.

 Кроме оздоровительного значения гимнастика имеет и воспитательное значение. Поэтому утреннюю гимнастику и называют «зарядкой». Она создаёт настрой на весь день.

Зарядка – это отличный способ быстро избавиться от утренней сонливости, она обеспечивает прилив энергии и бодрости.

 Ребенок, который привык начинать день с утренней зарядки, отличается дисциплинированностью и организованностью. Утренние упражнения способствуют физическому развитию, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Как же приучить детей  к утренним упражнениям? Что нужно сделать, чтобы дети сами хотели и систематически, каждое утро делали утреннюю зарядку?

Главное — желание.

Заставлять ребенка нельзя. Угрозы, физическое и моральное наказание не принесут успеха. Ребенок станет делать утреннюю зарядку против своей воли, что приведет к ненависти к спорту. Выполняя упражнения, малыш будет получать психологическую травму, что никак не способствует здоровью. Утренняя зарядка для детей должна выполняться с желанием.

Подобрать время.

 Зарядка должна выполняться в определенные часы каждое утро. Никаких выходных и праздников. Исключением должна стать болезнь ребенка, его плохое самочувствие и вялое настроение.

Делать зарядку всей семьей.

Выполнять упражнения нужно всем вместе, подавая ребенку прекрасный пример. Вместе с мамой и папой малыш с удовольствием будет делать зарядку, и повторять за ними даже сложные упражнения.

    Подбирать упражнения нужно с учетом возраста ребенка

. - делать гимнастику в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе;

- одежда и обувь ребёнка должна быть предназначена для выполнения физических упражнений;

- начинать гимнастику необходимо с различных упражнений в ходьбе (ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая колени), используя при этом различные упражнения для рук (руки вверх, в стороны, за голову, перед собой);

- можно предложить различные виды бега (бег на носках, высоко поднимая колени «как лошадка», между кубиками «змейкой» и т.д.); Упражнения ребёнку необходимо показывать чётко и конкретно, при этом обязательно контролировать дыхание, следить за качеством выполнения заданий.

Уважаемые родители!

Утренняя гимнастика в детском саду  проводится в определённые часы до завтрака. Для того, что бы создать положительную эмоциональную атмосферу,  все движения  сопровождаются музыкой.

Старайтесь привести ребёнка в детский сад без опозданий так, чтобы ребёнок успел сделать утреннею зарядку.

Закаливание

«Закаливание – шаг к здоровью»

 

Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы.

Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста.

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Закаливание водой: как проводить, чтобы не навредить детям.

Проводить закаливание детей можно в любое время года, однако начинать водные процедуры лучше летом. Если все делать по правилам, то к осени все дети, в том числе и часто болеющие, окрепнут, повысят сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Подобрать и дозировать водные процедуры для каждого ребенка, организовать их проведение – задача медицинской сестры.

Водные процедуры – один из наиболее действенных и оптимальных для детей способов закаливания. Они оказывают более мощное воздействие на детский организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это объясняется тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза выше, чем воздуха.

Кроме того, водные процедуры в отличие от других можно легко дозировать. Вода также является одним из лучших естественных массажеров, действие которого благоприятно сказывается на нервной системе ребенка.

Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды.

Первая фаза.

В первую фазу происходит спазм сосудов кожи, а при более глубоком охлаждении – и подкожно-жировой клетчатки.

Вторая фаза.

Во второй фазе ребенок адаптируется к низкой температуре воды, происходит расширение сосудов его кожи – она становится красной. В этот момент снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты с высвобождением биологически активных веществ, в т. ч. тех, которые обладают противовирусной активностью. В эту фазу улучшается самочувствие ребенка, увеличивается его физическая активность.

Третья фаза.

Считается неблагоприятной. Эта фаза наступает, когда исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. Во время проведения процедур следите, чтобы эта фаза не наступила.

Внимание!!!

Основные способы закаливания:

  1. водные процедуры,
  2. воздушные,
  3. солнечные ванны,
  4. босохождение,
  5. закаливание при помощи влажного и сухого пара (бани).

Любой метод либо их сочетание способствует укреплению защитно-приспособительных сил ребенка.

При систематическом использовании водного закаливания продолжительность первой фазы сокращается, вторая наступает быстрее.

7 правил, которые следует соблюдать при закаливании водой.

Для достижения положительного эффекта при проведении закаливающих водных процедур необходимо соблюдать следующие правила:

  1. систематически проводить процедуры во все времена года, без перерывов. При прекращении закаливания даже на короткий период чувствительность к природному фактору (холоду, теплу) возрастает и через 2–3 месяца исчезает совсем;
  2. постепенно увеличивать дозы раздражающего действия;
  3. учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, состояние здоровья, переносимость им закаливающих процедур;
  4. для ослабленных детей начинать закаливание в летний период;
  5. обеспечивать комфортный температурный режим (не допускать переохлаждения ребенка);
  6. сочетать закаливающие процедуры с массажем, физическими упражнениями и т. п.;
  7. проводить процедуры на фоне полного физического здоровья ребенка.

Что будет со здоровьем ребенка, если правила нарушать:

  • учащение частоты сердечных сокращений;
  • повышение артериального давления;
  • перераспределение крови для обеспечения кислородом жизненно важных органов и т. д.

Однако при постоянном стрессовом воздействии адаптационные возможности организма дошкольника истощаются и его защитные силы падают. Развиваются изменения, которые могут быть необратимыми:

  • гипоксия;
  • артериальная гипотензия;
  • мышечная гипотония;
  • гипотермия;
  • гипогликемия.

Традиционные методы закаливания водой проверены и безопасны!!!

К традиционным водным процедурам относятся:

  • общие ванны;
  • подмывание;
  • умывание;
  • местное и общее влажное обтирание;
  • общее обливание;
  • обливание ног;
  • полоскание горла.

Методика закаливания зависит от возраста ребенка. Большинство врачей утверждают, что общение с водой новорожденных малышей, в том числе недоношенных и незрелых, позволяет им более активно развиваться, перегоняя своих сверстников не только в физическом, но и в нервно-психическом плане. Поэтому элементы закаливания рекомендуется вносить в обычные водные процедуры для детей раннего и дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы закаливания рискованны!!!

К нетрадиционным (интенсивным) методам закаливания относят методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Авторы, которые занимаются вопросами закаливания детей раннего возраста, считают, что детям противопоказано купание в ледяной воде.

Переходной ступенью между традиционным и интенсивным закаливанием является контрастное закаливание, в т. ч. контрастные ножные ванны, обтирания, а также душ, сауна, русская баня и др.

Наиболее распространенный метод закаливания детей – контрастное обливание ног.

При проведении данной процедуры необходимо соблюдать правило – нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги ребенка предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу температура воды всегда должна быть равна 38–40°С, а в другом – на 3–4 С ниже (в первый раз).

Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1–2 минуты, затем в прохладную на 5–20 секунд. Число попеременных погружений должно составлять 3–6 раз. Каждые пять дней температуру воды во втором тазу понижают на 1 С и постепенно доводят до 18–10°С. Здоровые дети заканчивают процедуру холодной водой, а ослабленные – горячей.

Сауна. В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (60–70 °С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 15–20 °С. При отсутствии противопоказаний ребенок может посещать сауну с 3–4 лет один раз в неделю. Вначале в виде одного захода на время до 3 минут. Затем количество посещений парной можно довести до трех раз на 10 минут с последующим охлаждением.

Внимание!!!

Противопоказания к посещению бани:

  1. энцефалопатия;
  2. повышенная судорожная готовность;
  3. эпилепсия;
  4. острые инфекционные заболевания;
  5. врожденные пороки сердца.

 

Дети могут посещать сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

Необходимым условием является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Формула закаливающего цикла – 1:1:2, т. е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше.

Для часто болеющих детей предпочтительны частичные водные процедуры.

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры:

  • умывание;
  • влажное обтирание тела по частям;
  • обливание стоп прохладной водой.

Исходная температура воды для проведения процедур -35-36 С. Понижать температуру следует очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка разрешается доводить воду до температуры, которая рекомендована для закаливания водой здоровых дошкольников.

По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке:

1) влажное обтирание;

2) обливание;

3) душ;

4) ножные ванночки.

При закаливании ослабленных детей, которые перенесли тяжелое заболевание, необходима осторожность. В течение первых 2–3 дней обтирают только руки, затем столько же – руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т. д.

Внимание!!!

Детям с атопическим дерматитом водой обтирают только непораженные участки кожи.

Правила купания детей в открытых водоемах.

Любимым закаливающим мероприятием для детей является купание в открытых водоемах (бассейне, реке, озере, море). В этом случае на организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце и вода. Все эти факторы в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма.

Основные правила.

При купании дошкольников в открытых водоемах следует соблюдать следующие правила:

  1. к купанию допускаются только здоровые дети, которым исполнилось два года;
  2. начинать купаться можно в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25 0С и воды – 23 0С;
  3. нельзя купать детей натощак или раньше чем через 30–40 минут после приема пищи;
  4. продолжительность первых купаний должна составлять не более 2 минут; в дальнейшем ее постепенно можно увеличить: для детей 2–5 лет до 5 минут, для детей 6–7 лет до 8–10 минут;
  5. купать детей надо по утрам, после приема солнечных ванн;
  6. в жаркие дни разрешается купание также во второй половине дня, после 15 часов;
  7. во время купания дети должны все время двигаться, играть мячом, резиновыми игрушками;
  8. после купания всех детей быстро обтирают индивидуальными полотенцами и дают им возможность побегать в тени.

Внимание!!!

Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов давления, устойчивы как к низким, так и к высоким температурам воздуха и воды, влиянию ветра. У таких детей резко снижается заболеваемость, укрепляется иммунитет

Морские купания.

Наиболее сильным закаливающим средством являются морские купания. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический состав (соли хлористого натрия и др.).

В течение месяца с детьми достаточно провести 20 морских купаний.

В прохладную и дождливую погоду купание заменяют обливанием или обтиранием.

Правильное питание- залог здоровья!

 

 «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ-

 ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Правильное питание для дошкольников»

«Человек рождается, здоровым,

а все его болезни приходят к нему через рот с пищей»                                                                                                                                       Гиппократ

     Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

    Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

    Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

    Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

    Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

 

Родителям  на  заметку:

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ;
  • Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
  • Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

    Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

    Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

    Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.                                              

Как правильно сидеть за столом:

  • Садиться за стол можно только с чистыми руками;
  • Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;
  • На стол можно положить только запястья, а не локти;
  • Руки следует держать как можно ближе к туловищу;
  • Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;
  • Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом. 

Во время еды следует:

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;
  • Есть беззвучно, а не чавкать;
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

 

О правилах гигиены питания.

    “Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!”  - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

    Научите вашего ребёнка:

  • Соблюдать правила личной гигиены;
  • Различать свежие и несвежие продукты;
  • Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

    Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

    Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

  1. ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
  2. после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.
  3. увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку  кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
  4. Снизить количество поступаемых  углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей.

    Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром.

    Итак, играем.

      “Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп?(Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)

      “Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь.

 

      Например:

      Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу.

     Продавец. Это молоко!

     Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки.

  • Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.
  • Назови овощи только красного цвета.
  • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…).
  • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).
  • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.
  • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)
  • Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 «Дыхательная гимнастика,

как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

 

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы о здоровье. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью?

Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим  возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика. 

Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.

Дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребенка, даже когда он здоров.

Известно, что дыхательная гимнастика:

• повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы

• предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос:

• укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;

• стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;

• насыщает организм оптимальным количеством кислорода;

• способствует уравновешиванию нервных процессов

Можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.

 

 

 

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой

необходимо соблюдать основные правила:

• дышать носом;

• дышать медленно,

• концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;

• выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

• дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

Для усиления благотворного воздействия

дыхательной гимнастики необходимо:

• все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;

• находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развернуты, шея свободна);

• следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

 

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи.

 

Вам, уважаемые родители, предлагаю познакомиться с картотекой дыхательной гимнастики, которая поможет Вам в борьбе за сохранение здоровья Вашего ребенка.

 

Картотека дыхательной гимнастики

 

Карта №1  «Кораблик»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

Карта №2

«Задуй упрямую свечу»

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

 

Карта №3 «Самолёты»

По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты–«ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».

 

Карта №4 «Поймай пчёлка»

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана «пчёлка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят пчёлку с произнесением «ж-ж-ж».

Карта №5 «Жуки»

Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у».

Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».

Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)

 

 

Карта №6 «Пузырь»

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся тугой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.

 

 

Карта №7 «Чудо нос»

 

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

 

 

 

Карта №8 «Бегемотик»

И.п.: лежа или сидя.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 

Карта №9 «Петух»

Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Поднять р. в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5 – 6 раз)

 

Карта № 10 «Котята»

Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают, преодолевают различные препятствия), произнося на выдохе «мяу-мяу»

 

 

Карта № 11 «Мышка и Мишка»

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раз

 

 

Карта № 12 «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками)

 

Карта № 13 «Сердитый ежик»

 

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз

 

 

 

 

Карта № 14 «Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,                   Как трубка станет рот

Подуем на другое.                 Ну а теперь на облака

Нас солнце горячо                И остановимся пока.

Пекло дневной порой.          Потом повторим всё опять:

Подуем на живот,              Раз, два и три, четыре, пять

 (Е. Антоновой-Чалой

Карта № 15 «Трубач»

Сесть, кисти р. сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». (4 – 5 раз)

 

Карта №16 «Котята и собачки»

Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями.

 

 

Карта №17 «Цветочки»

Дети стоят по кругу. Воспитатель читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

(Е. Антоновой-Чалой).

По команде воспитателя дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз

 

Карта №18 «Регулиров-щик»

 

Встать прямо, н. на ширине плеч, одна р. поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить «р-р-р-р». (5-6 раз)

 

Карта №19 «Солнышко

и дожди»

 

 

Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова «дождь пошёл» - дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».

 

Карта №20 «Листья шелестят»

 

 

Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

 

 

 

Карта №21 «Воздушный шар»

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются непод­вижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз

 

Карта №22 «Куры»

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки - «крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

Бормочут куры оп ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох),

Поднимем руки мы к плечам (вдох),

Потом опустим – так

(Е. Антоновой-Чалой

 

Карта №23 «Каша кипит»

 

Сесть, одна р. на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф» (3 – 4 раза)

 

 

Карта №24 «Пастушок»

Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в трубочку.

 

 

Карта №25 «Кто громче»

Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получится длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

 

Карта № 26 «Старший брат»

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

 

 

 

Карта № 27 «Сад-огород»

Собирайся народ,

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан,

Овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат,

Нюхать лук не каждый рад.

 

 

 

Карта № 28 «Насос»

 

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

 

 

Карта №29 «Футбол»

 

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

 

Карта №30 «Сбор урожая»

 

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.

 

Карта №31 «Дровосек»

Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.

 

Карта №32 «Комарик»

 

Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

 

 

Карта №33 «Сыграем на гармошке»

 

 

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть ( пауза 3 сек ). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

 

Карта №34 «Трубач»

 

 

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнести «ту-ту-ту» (10-15 сек).

 

Карта №35 «Вырастим большими»

 

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз. 

 

 

Карта №35 «Косарь»

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Воспитатель читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

Косарь идёт косить жнивьё:

Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

Идём со мной косить вдвоём:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся с жнивьём.

Зу-зу, зу-зу вдвоё

 

 

Карта №36 «Греем руки»

 

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

 

 

Карта №37 «Шарик надуваем и сдуваем»

 

 

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

 

Карта № 38 «Кошка- царапушка».

 

И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- выбросить руки с широко расставленными пальцами,  совершая энергичные движения руками, как бы царапая пространство.

 

 

Карта № 39 «Партизаны»

 

И. п.— стоя, в руках палка («ружье»). Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6—8 шагов — медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше» (1,5 мин).

 

 

Карта №  40 «Лыжник»

 

И. п.— ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «М» (1,5— 2 мин).

 

 

Карта № 41 «Змея»

 

И.П. – лежа на животе, руки под подбородком ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох – руки вперед; 5-6 – вдох; 7-8 – вернутся в И.П. (шипеть).

 

Карта № 42 «Ветер качает деревья»

 

Дети поднимают руки вверх и , произнося на выдохе «У» раскачиваются вправо и влево.

 

 

Карта №43 «Медвежонок

Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая».

 

 

 

Карта № 44 «Паровоз с грузом»

 

Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону. (игра продолжается 3 – 4 минуты)

 

 

 

Карта № 45 «Пузырь»

 

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся тугой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.

 

 

Консультация для родителей "Витамины осенью"

«Какие добавить витамины в питание ребенка осенью»

Как готовить овощи, чтобы сохранить витамины

    Чтобы сохранить питательную ценность овощей, необходимо правильно их обрабатывать и готовить. Мыть овощи нужно в холодной проточной воде. Помните, что основная часть витаминов и минералов в овощах находится под кожурой, поэтому чем тоньше вы их почистите и крупнее порежете, тем меньшие будут потери витаминов.

При необходимости отварить овощи лучше всего это делать в неочищенном виде, чтобы витамины, содержащиеся в них, меньше разрушались. А еще лучше, если вы их стушите, испечете на гриле или в духовом шкафу, либо приготовите на пару. Зелень лучше всего класть уже в готовые блюда, а если все же необходимо их проварить, то не более 5 минут.

     Чтобы улучшить работу иммунной системы ребенка в зимний период, необходимо витаминизировать его питание на протяжении лета и осени. Осень очень богата на созревшие фрукты и овощи, которые являются главной кладовой витаминов и полезных микроэлементов. Поэтому в осенний период обязательно вводите в рацион своих детей овощи, такие как капуста, морковка, сладкий перец и многие другие. Получив достаточное количество витаминов, организм ребенка будет лучше сопротивляться различным вирусным и инфекционным заболеваниям.

Источники витамина С

Чтобы пополнить организм ребенка витамином С, необходимо вводить в его рацион такие овощи, как сладкий перец, который является лидером среди овощей по содержанию этого витамина; капусту, причем совершенно не важно, свежую или квашенную; яблоки, особенно с кислинкой, также очень богаты витамином С. Чтобы ребенок получил необходимую суточную норму витамина С, необходимо, чтобы он съел всего лишь один свежий сладкий перец или граммов 200 капустного салата. Лучше всего давать ребенку овощи в сыром виде, так как витамин С разрушается под воздействием высоких температур.

Источники витаминов А и В6

Морковь является настоящим кладезем этих витаминов. Витамин А способствует укреплению иммунитета и повышению сопротивляемости организма к инфекциям. Витамин В6 также является отличным защитником иммунной системы, к тому же он играет важнейшую роль в формировании лимфоцитов (кровяных телец). Кроме моркови, эти витамины содержат такие овощи, как картофель, капуста, бобы, фасоль, горох, зеленый лук, шпинат. Однако необходимо учесть, что витамин А лучше усваивается при помощи жиров, поэтому салаты из этих овощей лучше всего заправлять растительным маслом

Источники витамина В1 (тиамин)

Чтобы укрепить нервную систему ребенка, а также улучшить работу его пищеварительной системы, в рационе должны присутствовать такие овощи, как горох, фасоль, помидоры, шпинат. Суточная потребность в этом витамине не такая уж и большая, всего 2-3 мг, но его отсутствие может способствовать развитию различных заболеваний.

Знайте, что именно осень является самой благодатной порой для витаминизации ребенка, так как в свежих овощах самое большое содержание витаминов, а при длительном хранении, даже в самых лучших условиях, часть витаминов и минералов разрушаются. Однако овощи и фрукты необходимо давать ребенку круглый год, чтобы пополнять запасы организма полезными веществами.