«Ранняя профилактика социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних»
- Актуальность проблемы и причины.
- Виды профилактики. Формы работы.
- Роль МДОУ в ранней профилактики социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних.
а) цель
б) задачи
- Пути реализации задач по профилактике социального сиротства
- Деятельность педагогов по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в МДОУ
- Актуальность проблемы:
Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами.
Поэтому на современном этапе развития полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет соей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с воспитанием и поведением ребенка. Не зная как себя вести в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость, а порою и жестокость. При этом они не придают значения переживаниям детей. Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе и свои возможности, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Анализ деятельности различных специалистов подтверждает, что преодоление семейного неблагополучия является острой проблемой, требующей своего решения на этапе своего зарождения. Зачастую семья не может самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию в своем развитии. Риск усугубления ситуации может привести к приобретению ребенком – члена неблагополучной семьи – статуса социального сироты.
Дети как социальная группа не могут самостоятельно противостоять угрозам и насилию, поэтому требуется их особая защита со стороны многих институтов и, прежде всего государства.
Современное социальное сиротство (то есть сиротство при живых биологических родителях) является одной из наиболее болезненных проблем современного российского общества.
В последнее время государство уделяет особое внимание данной проблеме, совершенствуется работа по формированию комплекса предупредительных мер, направленных на сокращение числа социальных сирот.
«Дети должны быть объектом особой защиты и помощи»(Всемирная декларация прав человека 1948 г.)
«Человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет» (Декларация прав ребёнка 1959 г.)
Основные права детей провозглашены Конвенцией ООН о правах ребёнка, к которой присоединилась Россия в1990 году, взяв на себя обязательства строго соблюдать её.
Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жильё, социальное обеспечение. Таким образом, Конституция РФ признаёт и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
С 1 января 1997 г. В Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребёнком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
Вместе с тем, масштабы социального сиротства сокращаются медленно.
Причины социального сиротства:
Говоря о социальном сиротстве, мы можем говорить о ряде возможных причин появления и усугубления этого явления в современном обществе. Объективной причиной сиротства является смерть родителей, но явление социального сиротства возникает в случаях, когда родители ребенка живы.
Основная причина, по которой дети остаются без попечения родителей в этом случае:
– это социальная и психологическая неспособность взрослых членов семьи выполнять свои родительские обязанности. Корни этого явления кроются в негативных проявлениях психофизического состояния родителей, низком социально-экономическим, социально-педагогическим уровнем развития сфер жизнедеятельности семьи.
- отдельная группа причин социального сиротства связана с особыми жилищно-бытовыми условиями (отсутствие жилья, оборудование жилья с нарушением санитарных норм, частая смена места жительства – миграция) - низким социально экономическим статусом семьи, возникающим в результате безработицы, низкой заработной платы, правовой незащищенностью;
- наиболее типичные причины социального сиротства являются открытые и скрытые конфликты, ссоры между родителями и другими близкими в семье;
-ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребёнка, родители озабочены своими проблемами, не уделяя должного внимания воспитанию детей; низкий уровень духовных потребностей у членов семьи.
Все названные причины часто выступают в сочетании друг с другом. При этом, одна из них может быть основной, остальные побочными, усиливающими влияние первой.
Типы семей, в которых существует риск отказа от ребенка:
- неполные семьи, где родители, прежде всего, стараются устроить свою личную жизнь;
- социально-неблагополучные семьи, где родители употребляют алкоголь, наркотики, не работают, совершают противоправные действия, жестоко обращаются со своими детьми, не заботятся о них. В такой семье, возможен отказ от ребенка, уход ребенка из семьи, лишение родительских прав, помещение родителей в места лишения свободы;
- к группе риска относятся и семьи, имеющие детей с тяжелыми заболеваниями, особенностями развития, инвалидностью. В этом случае также возможен отказ от ребенка, а помещение детей в интернатные учреждения в соответствии с профилем заболевания ведет к ослаблению связей с семьей, фактическому сиротству.
Уровни социальной профилактики:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г. № 120-ФЗ).
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.
Виды профилактики:
В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика.
Ранняя профилактика социального сиротства – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, т.е. социальному сиротству.
Формы работы:
По способу организации профилактической работы в нашем дошкольном учреждении широко применяются следующие формы работы: групповая работа, семейная, индивидуальная:
- групповая форма работы - воздействие на целевую группу;
- семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития неблагополучия;
- на индивидуальном уровне работа направлена на личность, на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения.
- Роль МДОУ
Сегодня на образовательные учреждения возложена огромная ответственность за оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей, за содействие преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних.
Уникальность осуществления профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении заключается, прежде всего, в наличии широкого спектра возможностей:
Во-первых, контакт с семьей может осуществляться на ранней стадии становления личности и на протяжении достаточно длительного времени (около 5 лет). Главная роль в профилактической деятельности образовательного учреждения часто отводится воспитателю, который с первых дней пребывания ребенка в группе знакомится с жизнью его в семье, определяя роль родителей ребенка в его содержании и воспитании. Воспитатели являются непосредственными свидетелями взаимоотношений родителей и детей, первыми источниками информации о проблемах в семье. Это позволяет своевременно оценить ситуацию, выявить проблемы семьи, предупредить их развитие.
Во-вторых, имеется возможность участия в профилактической работе с семьёй различных специалистов, таких как медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты различных социальных служб и учреждений, заинтересованных в работе по профилактике социального сиротства.
В-третьих, при привлечении всех вышеперечисленных специалистов по данной проблеме, образовательное учреждение может обеспечить четкую координацию их усилий и различных направлений работы. Именно в целях координации действий всех заинтересованных служб и ведомств в общеобразовательных учреждениях ставятся задачи и разрабатываются планы работы, системы мероприятий по данному направлению.
И, конечно же, решающую роль в выявлении проблем семей воспитанников, координации усилий различных специалистов по реализации профилактической работы с семьей играет социальный педагог. Именно от него зависит качество организации взаимодействия специалистов, адресность профилактической работы и глубина решения проблемы.
Цель и задачи профилактической работы:
Варианты целей и задач профилактической деятельности исходят из возможных причин той проблемы, которую предполагается решить на этапе её начального оформления. Стратегическая задача ранней профилактики социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности - содействие развитию ребенка в условиях кровной семьи, обеспечение формирования полноценной личности.
Цель профилактической работы может быть сформулирована как в отношении социокультурных условий существования семьи (социозащитных систем), психолого-педагогических характеристик представителей семьи (воспитательного потенциала, характера межличностных взаимоотношений и т.д.), так и в отношении ребенка как представителя кровной семейной группы.
Задачи профилактической работы вне зависимости от формулировки целевых ориентиров, как правило, включают: просвещение родителей; построение и реализацию системы мониторинга, программы мероприятий по предоставлению помощи семьям с детьми, попадающих в проблемную категорию (в нашем случае – в категорию возможного социального сиротства детей).
Цель работы ДОУ:
1. Организация профилактической работы по предупреждению социального сиротства и безнадзорности, правонарушений в отношении несовершеннолетних, содействие в защите прав детей, в соответствии с нормами международного права и российского законодательства.
Задачи:
1. Возможность предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную (предупреждающую) профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана).
2. Раннее выявление семейного неблагополучия
3.Профилактика социального сиротства через оказание помощи родителям в формировании родительской уверенности и повышении компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка;
3. Оказание своевременной социальной защиты и помощи детям и семьям, оказавшимся в особо-трудном положении (многодетным семьям, одиноким матерям, детям-инвалидам, сиротам, находящимся под опекой и остальным, нуждающимся в социальной помощи) по различным направлениям.
4. Предоставление родителям возможности восстановлению их способности к удовлетворению основных потребностей ребёнка, повысить педагогическую компетентность родителей. Предоставить родителям шанс исправить свои ошибки.
5. Организация работы по правовому образованию старших дошкольников, педагогов и родителей.
Условиями успешной профилактической работы являются следующие принципы:
- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
- последовательность (работа проводится поэтапно, учитывая сложность ситуации);
- дифференцированность. (другими словами, вариативность профилактики, учитывая особенности лица, на которое она направлена);
- своевременность;
- взаимное доверие во взаимоотношениях с родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей;
- уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- система в работе с родителями.
Основные механизмы в работе по профилактике социального сиротства:
- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
- массовость (приоритет групповых форм работы);
- позитивность информации;
- минимизация негативных последствий;
- личная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность личности;
-устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей).
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Работа ведется в тесном взаимодействии со всеми педагогами детского сада.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности педагогов детского сада: помощь в обучении и воспитании:
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования для решения задачи, оказание своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций.
Психологическая составляющая ( по согласованию) социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Объектом воздействия педагога являются: ребенок, родители, взрослые члены семьи и сама семья в целом, педагоги ДОУ.
В работе по ранней профилактики социального сиротства особое внимание уделяется правовому образованию, формированию правовой компетенции у педагогов, воспитанников и их родителей.
Знать свои права ребенок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.
Перечень документов по правам ребёнка, рекомендуемый для изучения и ознакомления родителей и педагогов:
■ Всеобщая декларация прав человека;
■ Конвенция о правах ребенка;
■ Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
■ Конституция Российской Федерации;
■ Семейный кодекс РФ;
■ Гражданский кодекс РФ;
■ Уголовный кодекс РФ;
■ Трудовой кодекс РФ;
■ Закон РФ от от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
■ Закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Работу с родителями в ДОУ ведётся поэтапно:
■ ознакомление их с дошкольным учреждением, группой, основными нормативными документами по правам детей;
■ планирование и обеспечение правового образования родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях;
■ посещение семей педагогами и специалистами ДОУ;
■ анализ промежуточных и итоговых результатов работы с родителями.
Для успешного решения вопросов ранней профилактики социального сиротства и правового образования родителей, ежегодно составляется план работы с родителями. Как правило, в плане делается упор на проведение мероприятий, способствующих сотрудничеству ДОУ и родителей, обеспечивающих повышение их юридических знаний в области прав детей и повышению их педагогической компетенции.
Формы работы с родителями:
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, наиболее эффективной формой профилактической работы с родителями являются групповые формы.
Цель групповых форм профилактической работы: - просвещение и информирование.
Среди ведущих методов групповых форм профилактической работы:
■ родительские собрания;
■ дискуссии
■ консультации
■ анкетирование и тестирование;
■ вечера вопросов и ответов;
■ круглые столы
■ ролевые игры, включающие моделирование эффективного социального поведения.
■ изучение памяток для родителей;
■ дни открытых дверей;
■ привлечение родителей к участию в родительских собраниях, в спортивных праздниках и других мероприятиях организуемых в ДОУ.
■ наличие сайта Учреждения, где постоянно выкладывается и обновляется информация для родителей.
В работе по ранней профилактике социального сиротства также используются индивидуальные формы работы:
■ опрос родителей на предмет индивидуальных особенностей ребенка;
■ ознакомление с основными документами по правам детей и обязанностями родителей;
■ анкетирование и тестирование;
■ индивидуальные беседы;
■ посещение семей воспитанников;
Уважение к собеседнику, стремление к диалогу создают определенный настрой в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Главное при проведении индивидуальных бесед и консультаций - умение слушать и слышать друг друга.
Условия реализации правового образования родителей в ДОУ:
■ взаимное доверие и заинтересованность в партнерстве педагогов и родителей;
■ доброжелательность, тактичность в отношениях;
■ учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и правовых знаний;
■ сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
■ одновременное обучение родителей и детей;
■ обеспечение определенной последовательности во взаимодействии с родителями.
Таким образом, система работы с родителями в ДОУ позволяет найти оптимальные варианты сотрудничества, повысить их педагогическую компетентность. Все это положительно сказывается на процессе воспитания и образования детей в детском саду и семье, ранней профилактике социального сиротства.